Платон Петров: «Я чей-то невероятный, хитроумный проект, и я это чувствую».

Елена Брялина Платон Петров

Картины современного петербургского художника Платона Петрова завораживают четкостью и строгостью линий. Его геометрические фигуры – это не застывшие формы, а наделенные жизнью, смыслом и идеями ячейки нашего мира.

О том, как жить в строгости царственных линий? Что такое коробчатое сознание? Четырехугольный мир – миф или реальность? Наше интервью.

Платон, одна из Ваших выставок называлась “В царстве строгих фигур”. Можно ли сказать, что мы сейчас живем в этом царстве?

Царство строгих фигур существовало всегда. Всегда были стойкие серьезные фигуры, в любое время и в любом государстве. Это достояние истории.

Что собой представляет мир строгих фигур? Строгая фигура – только квадрат?

В моем творчестве Строгая фигура может быть не только геометрической, важно каким сознанием ты наделил персонаж своей картины. Важна идея.

Почему вдохновляет именно строгая фигура?

Вдохновил меня на поиск такой фигуры в начале 2000-х Маркес. Фигура главного героя романа Маркеса “Осень патриарха” – это  миф, реальность – вымысел, рождающийся в человеческом сознании. Этот персонаж является не только правителем государства, но и властителем умов. А вообще,  «В царстве строгих фигур – строгость  царственных линий» – это строчки из стихотворения Роальда Мандельштама. Так случилось, что Роальд был другом моего дедушки Марка Петрова и бабушки Яны Петровой (Послевоенные художники (авангардисты – нонконформисты), принявшие парампару от художников русского Авангарда 1920-х. Роальд, Марк, Яна были строгими фигурами и при этом неординарными.

«Строгие фигуры в моем понимании – это столпы культуры и знания, стоящие в фундаменте любого сильного государства».

Всегда интересно узнать, что происходит в сознании художника. Как окружающая действительность влияет на мировоззрение творческой личности. Платон, как Вы воспринимаете этот мир?

Мне всегда казалось, что я муравей в спичечном коробке, за которым могут наблюдать.
У меня удивительная жизнь, удивительная биография, начиная с моего рождения, даже начиная с моего дедушки Марка.
Но мне всегда казалось, что я чей-то проект, за которым наблюдает великан или великаны, (а может это античные боги?), а я Фидий или Пифагор 21 века.
Все мои действия уже имеют суждения и критику, а зачем? Кто знает тех, кто смотрит на меня сверху, я настолько мал, что не могу разглядеть их наверху…

Геометрия это гармония в искусстве? и в жизни? 

Конечно, любая структура основана на геометрической форме. Ячейка сознания, ячейка общества, кубик конструктора. Из такого конструктора строятся наши дома. Также из конструктора состоит наше сознание. Важно создать модель мира у себя в мозгу.
Все подчиняется строгой геометрии мироздания.

Ваши картины без названий. Это свобода зрителя домыслить? Для себя даете имя картине?

Картины имеют строгие упорядоченные номера. Названий картинам я стараюсь не давать, так как хочу, чтобы зритель сам мог определить, понять, что изображено на картине, и как она на него влияет. Идея в изображении и является названием к картине, но она зашифрована в геометрии изображения. (Название картины зашифровано в отгадке смысла).

В Вашем искусстве много символизма. Верите ли Вы в судьбу? И знаки, символы, которые посылает Вселенная?

Конечно, да. Хотелось бы упомянуть художника Де Кирико. В его картинах много символов, природы, магии и мыслей. Этот художник вдохновил меня на изучение различных символов мировых культур. В моих картинах символ сведен до минимума. В них он настолько минималистичен, настолько зашифрован, что его можно не заметить, но он есть в любой моей картине.

“Современность нелегко вмещается в рамки древнего треугольника, поскольку жизнь в настоящее время стала четырехугольной”. Казимир Малевич.

Коробчатое сознание. Это своеобразная защита или же напротив свобода самовыражения?

Коробчатое сознание – это данность.

“Вы не имеете права презирать настоящее”. Шарль Бодлер.

Проблема искусства сама будет говорить о проблеме искусства, а это по своей сути гениально. Скоро современное искусство будет виртуально, а мы будем его наблюдать ближайшие 1000 лет и с этим надо смириться. Проблема нашего искусства – Компьютер, и он будет сам заявлять о проблеме, импульс, данный человеческим мозгом, будет 1000 кратно умножен виртуальным сознанием, если его можно так обозначить. Когда робот будет сам производить произведения искусства, проблема зафиксирует проблему, и это неизбежно. Начнется новая эра точно на ближайшие 1000 лет.

«Реальность – это деконструкция реальности».

Геометрические фигуры на холсте наделены жизнью. Как удается из строгих геометрических форм каждый раз создавать новую фигуру?

Многие изображения, которые появляются в моем сознании, а потом на бумаге, часто кажутся мне ироничными, поэтому я их не изображаю на холсте, это было бы слишком просто. (Другими словами – изображать  опошленную бытийность). Я стараюсь довести образ геометрического человека до серьезной мысли. В Эпоху Возрождения был такой пример –”Витрувианский человек” Леонардо Да Винчи, который, на мой взгляд, и заглядывал в будущее.

Сколько времени занимает написание картины?

Я часто недоволен тем результатом, который, получается, поэтому приходится переписывать, переделывать картину. У некоторых картин время создания может быть два, три года. Некоторые картины, которыми я был доволен, спустя некоторое время могут мне разонравиться, и я их переписываю.

Самая главная картина – это проекция моего сознания и она доставляет мне большее удовольствие, чем завершенный холст.

Что или кто Вас вдохновляет?

Художник – это ученый! Художник исследует действительность, он фиксирует общемировую идею бытия. Меня вдохновляет идея существования мира.

Каждую картину стоит воспринимать отдельно или же это единая композиция? И можно проследить историю жизни геометрических фигур?

«В Царстве строгих фигур» – это моя ретроспективная выставка. К этой выставке ограниченным тиражом был выпущен мой первый персональный каталог, уместившийся в спичечном коробке.

Если обобщать прямоугольный зал экспозиции, то каждая стена – это  часть отдельной серии картин. Например, картина, которая имеет название “Троллейбус” 2012 г. Это одна из моих ранних картин. На прямоугольном холсте изображены два кубика, у одного есть «рога» троллейбуса – две черточки. Все остальные картины – это разные серии.

Стоит ли как-то подготовиться к выставке, чтобы лучше понять философию художника? Или же непросвещенный зритель, возможно,  откроет для себя новый мир?

Даже если зритель не откроет для себя новый мир, в любом случае, эти геометрические формы отпечатаются в его сознании. Я уверен, что в сознании зрителя начнется работа, которую он может даже не посчитает серьезной, но для меня это очень важно.  Также хочется отметить, что любое интервью является для меня концептуальным текстом к моему творчеству. Так как через вопросы, заданные кем-то или самому себе, я получаю много ответов, и это для меня играет очень важную роль.

Текст: Елена Брялина