Платон Петров. Потоки сознания.

Галерея Вертикаль Евгения Сероусова Платон Петров

№ 15. Ferro Fluid. Х., м. 2016

№ 6. Ferro Fluid. 44х34 Х., м. 2016

Галерея Вертикаль/Vertical Gallery.

Галерея Вертикаль/Vertical Gallery.

В основу проекта “Потоки сознания” легла лимитированная серия произведений Платона Петрова, ориентированная на взаимодействие визуального (будь то объект либо живопись) с самосознанием. Немаловажной представляется текстуальная часть выставки, призванная сконцентрировать все свое внимание на избранных философских заключениях Р. Декарта и в некотором роде попытаться разрешить психофизическую проблему либо поразмышлять на заданную тему.
Как известно, Декарт учил, что существуют два рода субстанций – мыслящая, представленная человеческими сознаниями, и телесная. Эти две субстанции или два мира принципиально отличаются друг от друга. Если вещи и события телесного, физического мира пространственны и доступны внешнему наблюдению, то сознание и события, происходящие в нем непространственны, не доступны публичному наблюдению и могут осознаваться посредством внутреннего опыта только самим обладателем сознания. Все бы было ясно, если в мире не существовало бы человеческих существ, представляющих собой сочетание этих двух субстанций – тела и сознания, разума, которые должны каким-то образом взаимодействовать между собой. При этом человеческие тела, в том числе и мозг, как это считали Декарт и его многочисленные последователи, подобно всему остальному в телесном мире функционируют в соответствии со строгими механическими причинными законами, т.е. являются очень сложными материальными машинами. Тогда как сознания подчинены своим особым законам душевной жизни. В результате картезианского дуализма материи и сознания мы получаем картину, в которой человеческое существо предстает как “дух в машине”.
Таким образом, будь то текучие прямоугольники или кубические человечки Платона предстают в образе мыслящей формы, в форме мыслящего тела. Эти формы или комбинации из форм выглядят вполне одухотворенными. И этому, чаще всего, способствует строго очерченный прямоугольник подобный черепной коробке, из которой сочится некий мыслепоток. Причем сама мысль запечатана именно в определенную форму и трансформируется в эфемерный образ. Основным фокусом является непрерывный поток мыслей, зарождающийся в сознании и восходящий к типу мышления, близкому декартовскому дуализму.
Возникает новый авангардный тип художественного мышления, стремящийся к перманентному изобретению принципиально новых форм и мыслей, отклоняющихся от прежних моделей. Если у Малевича все сводится к “нулю форм”, то у платоновских – возникает новая формула “бесконечности” – категория человеческого мышления не имеющая границ.
Но одно можно сказать с твердой уверенностью, художник-муравей вырвался из царства строгих форм своего спичечного коробка и развернул активную деятельность в области сознания. Кто знает, может он ищет платоновскую истину?! («Философия – это стремление к истине, и лучший дар богов людям, т.к. ничего лучше, чем знать истину, нет ни для человека, ни для богов». Платон). Правда, тогда она помещалась в рамки древнего треугольника, затем отвоевала четырехугольное пространство, а сейчас просится в новое измерение. Измерение, где много символов, магии и мыслей. В работах Платона Петрова символ сведен до минимума. В них он настолько минималистичен, настолько зашифрован, что его можно не заметить, но он есть в любой его картине. Художник предоставляет возможность каждому самостоятельно найти смысл и сложить свой пазл.

Евгения Сероусова – куратор, искусствовед, специалист по русскому и зарубежному искусству ХХ-ХХI веков, научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея.